Педагог-психолог - Кузнецова Оксана Валентиновна
Профилактика психоактивных веществ (ПАВ) и работа с несовершеннолетними "группы риска"
Психологическая готовность к экзаменам
Любой экзамен является источником стресса для детей. Необходимо выработать конструктивное отношение к экзаменам, возможность проявить себя, улучшить отметки за год.
Методики, мобилизующие индивидуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов
Данная методика разработана Иозефом Вульпе:
Воображая ситуацию, вызывающую страх перед экзаменом можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих отриц. эмоции. Она представляет собой несколько действий, которые приводят к тревожным событиям. Н-р: встать утром, собраться, съездить в школу, поговорить с друзьями об экзамене, сесть за парту, решить задание. После перечисленных ситуаций школьник представляет себя в каждой из них 5 сек., затем расслабляется. Затем увеличивается время представлений и расслаблений до 30 сек. Если у старшего школьника возникают трудности с представлением, можно еще более детализировать шаги. Необходимо настроится на успех и удачу.
Десенсебилизация при помощи движения глаз по методу Шапиро
Помогает снять любую психотравмирующую доминанту. Закрыв глаза, человек вспоминает очаг возбуждения, доминанту и начинает выполнять рекомендуемую технику для синхронизации работы полушарий. Чтобы ситуация не воспринималась как психотравмирующая необходимо проделывать круговые движения глаз по 36 раз в каждую сторону, вправо и влево (в виде горизонтальной восьмерки), проигрывая в голове психотравмирующую ситуацию. Можно выполнять упражнение несколько раз в день, от 50 до 100 движений глазами в обе стороны, когда ситуация вновь вспоминается. Таким образом, мы находим очаг возбуждения в психотравмирующей ситуации, снимаем доминанту с помощью движения глаз. После этого упражнения происходит синхронизация работы полушарий головного мозга, и состояние человека заметно десенсибилизируется. Воображая трудную экзаменационную ситуацию необходимо вращать глазами в виде горизонтальной восьмерки до пятидесяти раз в каждую сторону (таким образом в коре головного мозга происходит стабилизация мыслительных процессов, это приводит к успокоению эмоций).
Рекомендации по заучиванию материала
При подготовке к экзамену повторение играет главную роль в формировании механизма воспроизведения материала на экзамене:
- распределение повторений (повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут до сна и утром;
- при каждом повторении необходимо осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные для запоминания темы;
- повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами, близко к тексту, при этом улавливать суть и ключевые слова;
- чтобы перевести всю информацию в долговременную память необходимо повторять темы через сутки, двое и т. д., постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями.
Такой способ обеспечит запоминание материала надолго.
Способы запоминания
- для запоминания теории удобен ассоциативный способ (сходство между содержанием и знакомым предметом)
- способ группировки материала (облегчает запоминание многозначных чисел, формул)
- способ ключевых слов (отражение сути материала)
Диета и питьевой режим
- перед экзаменом или во время него необходимо выпить несколько глотков воды, т.к. во время стресса у детей происходит сильное обезвоживание организма (воду пьют за20 мин. до или через 30 мин. после еды)
- прием продуктов, улучшающих процессы внимания: ананасы, авокадо, морковь, креветки, репчатый лук, орехи, лимон, черника;
Продукты, способствующие улучшению эмоциональных процессов: паприка, клубника, бананы.