Положение о профориентационной работе в ГКОУВУ "Специальная школа № 27 открытого типа"
В современных социально-экономических условиях возрастает актуальность профориентационной работы. Для того чтобы быть конкурентноспособным и востребованным выпускник общеобразовательного учреждения должен обладать социальными, коммуникативными, информационными, специальными и когнитивными компетенциями, четко понимать и выстраивать свой профессиональный путь. Необходимость развития способности к самопознанию, самоизменению, рефлексии, самосовершенствованию и самореализации обуславливает необходимость психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи, направленного на оказание помощи (поддержки) обучающихся в профессиональном самоопределении. В ГКОУВУ «Специальная школа №27 открытого типа» создана система профориентационной работы.
В 2018-2019 году на базе школы был реализован проект «Профильные предпрофессиональные классы – первые шаги в профессию». В результате проекта было проведено диагностическое исследование, разработан курс психологического и социального консультирования, создана учебно-трудовая бригада. В рамках проекта было разработано 12 предпрофессиональных программ в рамках дополнительного образования: «Наука в ногу со временем», «Здоровье и карьера»; «Юный дизайнер», «Сфера услуг», «Строительство - мой выбор», «Автолюбитель», «Менеджмент», «Химия и экология», «Компьютер для всех», «Мастер своего дела», «Мастер на все руки», «Огород круглый год». Для реализации проекта были оборудованы кабинеты автодела, обучения медицине и биологическим наукам и проч. Проведение профессиональных проб проходило на базе 25 промышленных предприятий и учреждений: муниципальное учреждение Автозаводский отдел «Центр занятости населения» г.Нижний Новгород, НИУ «Высшая школа экономики», ООО Торговый дом «Народный» и другие.
В настоящее время работа по профориентации происходит как на интегрированных уроках, так и на внеурочной деятельности. На заседаниях школьных методических объединений учителей, классных руководителей изучаются активные формы работы с обучающимися по данному направлению. Педагоги школы активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, посвященных профориентации школьников, актуальным достижениям науки, высоких технологий. В 2020-2021 учебном году педагоги приняли участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», в III региональном конкурсе методических разработок, направленных на раннюю профориентацию (ГБПОУ ДПО НИРО) и других.
Главный инструмент нашей работы - практика,
а главная цель – определение профессии мечты.
На каждом этапе обучения подростки проходят психологическую диагностику (по 6 методикам), индивидуальные психологические консультации (в том числе с родителями (законными представителями)) с целью определения развития навыков, склонностей и проч. Обучающиеся в течение учебного года составляют «Паспорт компетенций», необходимых в будущем, независимо от выбранной профессии.
Для решения проблемы поиска наиболее эффективных путей самоопределения подростков через обращение к мотивационной сфере личности, включающей систему отношений человека к миру и деятельности, систему ценностей, специфику взаимодействия с другими людьми подростки проходят тренинги личностного роста «Алгоритм успеха».
Знакомство обучающихся с особенностями профессиональной деятельности в сфере юриспруденции, автодела, сельского хозяйства, дизайна, строительства, слесарных работ, педагогики и психологии, пищевых технологий, здравоохранения, химии и экологии, информационных технологий происходит на курсе профессионального консультирования «Построение карьерных стратегий».
Курс социального профконсультирования «ПРОФопределение» проводится в форме семинарских занятий, с подготовкой информации (фильмы, презентации, рекламные ролики) о работе предприятий и текущем состоянии рынка труда. На данном этапе прохождения программы обучающиеся посещают дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях города и области.
Важным элементом профориентационной работы является прохождение предпрофессиональных проб на предприятиях и в организациях Нижегородской области. В 2020-2021 учебном году нашими партнерами стали
- «Центр противопожарной пропаганды и общественных связей» (пожарное дело);
- ФГБОУ ВО «ВГУВТ» (Музей речного флота);
- Цветочный салон «Florins»;
- АНО «Информационный центр по атомной энергии» (ИЦАЭ)
- «Музей Нижегородского метрополитена» и другие.
В 2021-2022 учебном году нашими партнерами станут:
- IKEA
- Нижегородский молодежный центр «Высота»;
- салон «L`Avenir»;
- ФГАОУ ВО «ННГУ им. Н.И. Лобачевского» и другие.
С 2021 года школа сотрудничает с Центром опережающей профессиональной подготовки. Каждый обучающийся проходит профессиональные пробы с использованием VR-технологий по направлениям: промышленная автоматика, обработка на станках ЧПУ, технологии информационного моделирования BIM, строительство, робототехника, посещает занятие психолога.
С 2021 году школа участвует в проекте Центра опережающей профессиональной подготовки по получению первой профессии. В 2020-2021 году 20 обучающихся прошли обучение (на базе ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж», ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж», ГБПОУ «Нижегородский технологический техникум» и др.) и получили свидетельство о получении первой профессии. В 2021-2022 году на обучение подали заявки 26 обучающихся.
Первые профессиональные пробы
Чему научились и что узнали наши ученики в Центре опережающей профессиональной подготовки?
Наши ученики 7, 8 классов посетили Центр опережающей профессиональной подготовки. Ребята попробовали себя в нескольких профессиях - пожарного, монтажник вентиляционных систем, также прошли небольшое тестирование на выявление профессиональных наклонностей. Также ребята узнали, как можно обучиться первой профессии совершенно бесплатно и получить первую путевку в жизнь!
День открытых дверей в НИК
22 сентября девятиклассники побывали в гостях у Нижегородского индустриального колледжа. В мастерской второго корпуса НИКа студенты показали, какими профессиональными навыками должен обладать мастер сухого строительства. Наиболее активные ребята попробовали самостоятельно с помощью станка вырезать рисунок по дереву и установить межкомнатную дверь.
И пусть тренировка происходила на макете, но (!) все большие дела начинаются с малого. Хорошо, что ребята это осознают и понимают, что данными навыками должен обладать каждый, уважающий себя, мужчина.
Хочешь знать больше? Следи за новостями в нашей группе ВКонтакте https://vk.com/public203021198
Полезные ссылки
Центр опережающей профессиональной подготовки https://copp52.ru/
Всероссийский форум профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» https://proektoria.online/
Полезные статьи
Типичные заблуждения подростков при выборе престижных профессий https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/tipichnye-zabluzhdeniya-podrostkov-pri-vybore-prestizhnykh-professiy/
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/differentsialno-diagnosticheskiy-oprosnik-ddo-e-a-klimova/
Как помочь ребенку выбрать профессию? https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-pomoch-rebenku-vybrat-professiyu/
Роль родителей в выборе профессии https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/rol-roditeley-v-vybore-professii/